Игра для щенка – это жизненная необходимость, в игре щенок учится, развивается физически. Для взрослой собаки игра — подтверждение ее членства в коллективе, физическая разминка.
Энергию малыша, которая требует выхода, нужно направлять в нужное вам русло, использовать для приобретения навыков и создания стойких стереотипов поведения.
1. Все то, что лежит, висит, болтается у носа, просто необходимо затащить в зубы, разгрызть и разорвать, поохотиться и убить. Это точка зрения щенка, подсказанная инстинктом. В этой точке зрения он не виноват, но человека такой взгляд не устраивает. Во-первых, не провоцируйте: уберите мелкие предметы, обувь, подверните шторы, плотно закрывайте все ящики, особенно с мусорным ведром. Во-вторых предоставьте щенку игрушки (считайтесь с его вкусом): мячи, крупную сырую говяжью кость, скрученный и перетянутый в колбаску брезент, резиновые (плотные, чтобы не смог отгрызть кусок и проглотить) «пищалки», деревянные (лучше рябиновые) палочки, яблоко, мягкую игрушку (Внимание! Желательно, чтобы ею щенок играл в вашем присутствии.) и т. п. Позволяя играть старыми домашними тапочками, вы позволяете грызть новые и не только тапочки, т. к. запах у обуви общий «ножной». Если щенок лежа у ножки стула обратил на нее пристальное внимание, постарайтесь отвлечь его игрой (в том случае, если не устал — буйной) и в игре подсунуть другую игрушку. Можно побрызгать ножку противно пахнущим для собаки средством (одеколоном), можно насильно (рефлекс сопротивления) открыть рот щенку и «вложить» ножку (рефлекс сопротивления). Если щенок «приложился» к нежелательному предмету и шаловливо смотрит на вас, ожидая реакции, можно демонстративно со словами «какая гадость» выйти из комнаты(ожидаемая реакция — преследование) и там постукать мячиком об пол, показывая, что у вас есть более интересное занятие. Для более взрослого щенка, знакомого с командой «Слушай!», смоделируйте ситуацию настороженности и последуйте затем к двери или в другую комнату. Жестким запретом «Фу!» не злоупотребляйте.
Перед уходом обязательно хорошо выгуляйте щенка, «поиграйте», накормите, оставьте игрушки (в т. ч. Долгоиграющую очень большую кость), когда оденетесь скажите «я на работу» (если вы уходите надолго), «скоро приду» (если ненадолго). Так вы понемногу приучите щенка и собаку ориентироваться в ваших временных рамках. В будущем это вам пригодится.
2. Кидая собаке (щенку) предмет, обратите внимание, куда он его несет. В том случае если щенок направляется в вашу сторону, дайте «вдогонку» команду «Апорт!». Возьмите предмет, похвалите, дайте лакомство со словами «апорт, хорошо, апорт».
3. Когда вы приходите домой, обратите внимание, как нюхает щенок вещи (не еду), в тот момент, когда его ноздри активно работают, подавайте команду «Нюхай!».
4. Во время игры с предметом, сначала на глазах щенка, положите предмет на пол так, чтобы он не был виден. Подайте команду «Ищи!». С возрастом усложняйте игру, добиваясь, чтобы щенок самостоятельно разыскивал игрушку, команду можно вначале давать «вдогонку». Затем, употребляйте название предмета «Ищи мячик!», «Ищи игрушку!» и т.д.
5. Внимание! Играть в перетягивание с собакой, у которой не сформировались зубы и челюсти нельзя, это приводит к их деформации. Игра в перетягивание — бескровное единоборство с человеком. Собаке с задатками лидера и склонностью к доминированию над хозяином уступать нельзя.
6. Игра в прятки. Принцип № 5. Дополнение: предварительно собака должна понюхать человека. Команда «Ищи!» периодически с именем члена семьи, и без указания.
7. Перекидывайте игрушку между членами семьи, добивайтесь, чтобы собака четко следила за движением игрушки и вашими движениями. Совершайте сначала преднамеренные ошибки, ловя предмет, для большей заинтересованности собаки.
8. Игры, когда вы бегаете за собакой или щенком нежелательны.
9. Чтобы добиться вне помещения внимания собаки к вашим перемещениям, периодически скрывайтесь у нее из виду(не распространяется на щенков до 3 месяцев). Щенка лучше подзывать и непременно после этого переходить в другое место.
10. Чтобы собака не подбирала всякую дрянь с земли, на улице желательно со щенком играть домашними игрушками.
11. Бороться и возиться со щенком необходимо, однако игру нужно прервать, если щенок (собака) начинает агрессивно возбуждаться и кусать «по-настоящему». Рука и тело хозяина — священно! В ходе «драки» с собакой покажите ей, чем опасны ноги (она научится избегать их ударов), что вцепившись в ткань рукава, она не держит руку, которую можно вытащить из рукава, что следить надо не только за одной рукой и т. п. Для чрезмерно возбудимых собак и собак со склонностью к доминированию над хозяином играть лучше с предметом.
12. Собака с оформившимися зубами и челюстями, играя в «перетягивание», формирует хватку.
13. Не мешайте собаке проявлять любознательность и знакомиться на прогулке с новыми явлениями. Если она рассматривает лягушку, изучает ее ни в коем случае не «подзуживайте» и не провоцируйте нападение. Присядьте рядом, скажите «наблюдай» и мягко, укоризненно пресеките ее попытку схватить несчастное земноводное. Эти знания ей могут пригодиться при встрече со змеей, жерлянкой и т. п. Команда «Наблюдай!» может быть применена и к человеку, который при посещении вашего дома вызывает ваше недоверие, или вам нужно показать, что за его действиями пристально наблюдают. Этой же командой можно воспользоваться, поручив собаке ребенка, например во время пикника.
14. Прекрасная физическая нагрузка бег по глубокому снегу, по песку, в гору. Более сводистыми делают лапы собаки прогулки по гравию и щебенке.
15. Прогулка должна состоять из 3 частей: «необходимых важных дел и делишек», движения в свободном состоянии, когда собака занимается собачьими делами, движение с элементами обучения, занятие. Собака во время всех 3 частей должна получать положительные эмоции. Во время «свободного собачьего полета» можно 2—3 раза подозвать «Ко мне!», пару раз исчезнуть в кустах.
16. Общаясь с собакой называйте действия и предметы всегда одними словами. Например: «пойдем мыться» и «пойдем купаться» должны обозначать разные действия. Помещения «ванна», «кухня», «коридор» не должны напрямую ассоциироваться только с одним действием.
17. Для щенка, особенно не достигшего 3-х месяцев, очень полезны игры со взрослыми доброжелательными животными достаточно высокого ранга. Как правило, взрослые животные высокого ранга играют со щенками только без присутствия других собак. В случае необходимости, в коллективе такая собака придет на помощь малышу, что положительно скажется на его самооценке, уверенности, нервной системе. Посмотрите, как играет взрослая собака со щенком, обогатите вашу игру с ним, применяя те же движения.
18. Старайтесь гулять в компании с хорошо воспитанными и дрессированными собаками: у собак очень силен рефлекс подражания, особенно это важно при воспитании щенка. Игры со сверстниками также необходимы.
19. Всегда, даже если нет проходящих машин, останавливайтесь перед дорогой, сопровождая действия словами «стоять, дорога» или иными, по вашему выбору. Перед переходом дайте команду «Рядом!».
20. Бегая и играя со щенком на прогулке очень легко его, увлеченного игрой и игнорирующего окружающее, научить команде «Барьер!», перепрыгивая вместе с ним невысокие (10—15 см) препятствия, можно также команду посылать «вдогонку», если щенок самостоятельно произвел прыжок. Таким же образом поступайте при преодолении неширокой и неглубокой канавки (20—25 см), проходя по широкой (вначале обязательно широкой) досточке или мостику, готовя малыша к прохождению по буму (команда «Вперед!»).